Требования законодательства об охране атмосферного воздуха
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Соблюдать чистоту атмосферы обязаны все хозяйствующие субъекты.
Загрязнение атмосферного воздуха – это самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на растения, животных, микроорганизмы; на все трофические цепи и уровни; на качество жизни человека; на устойчивое функционирование экосистем и биосферы в целом.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Основные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Источники выбросов - технологическое и иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Мобильные источники выбросов - транспортные средства и самоходные машины, оснащенные двигателями, эксплуатация которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Стационарные источники выбросов - источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Стационарные источники выбросов подразделяются на организованные стационарные источники выбросов и неорганизованные стационарные источники выбросов.
К организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.
К неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.
Природоохранная документация в сфере атмосферного воздуха.
С 2021 г. действуют единые правила:
- разработки предельно допустимых и временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- получения, переоформления и продления действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I категории.
Ранее изданные акты по данным вопросам признаны утратившими силу с 2021 г. в рамках механизма "регуляторной гильотины".
Будут устанавливаться нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы выбросов, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и технические нормативы выбросов.
Для объектов НВОС IV категории нормативы рассчитываться не будут.
Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Учитывается соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
Проект ПДВ — это документ, который нормирует выбросы загрязняющих веществ на предприятии, определяет их количество и перечень. Предусматривает мероприятия по уменьшению негативного воздействия на атмосферу в случае, если они превышают нормативные.
Проект предельно допустимых выбросов должны разработать все предприятия, у которых имеются стационарные источники выбросов в атмосферу. В роли таких источников могут выступать цех металлообработки, сварочный участок и даже обычный газовый отопительный котел.
Проект нужен, в первую очередь, для того, чтобы установить состав загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, их количество.
Подготовленный проект ПДВ должен полностью отражать характеристики выбросов, их принадлежность к участкам, качественный и количественный состав и другие параметры.
Все предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять контроль за составом выбросов.
Периодичность контроля устанавливается планом-графиком, который разрабатывается в составе проекта предельно-допустимых выбросов.
Не допускается превышение предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
1 июля 2021 г. вступил в силу Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»
Согласно положениям Приказа № 581 расчеты нормативов допустимых выбросов проводятся:
- для объектов I и III категории предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах;
- для объектов II категории предельно допустимые выбросы устанавливаются для загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объекта и включенных в Перечень регулируемых загрязняющих веществ.
Закон Краснодарского края "Об охране атмосферного воздуха на территории Краснодарского края" от 02.07.2004 N 734-КЗ
Статья 17. Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимого вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, других федеральных органов исполнительной власти;
- внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
- осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и оборудования, предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов на специализированные места складирования или захоронения таких отходов;
- выполнять предписания должностных лиц органов государственного надзора об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в области охраны окружающей среды;
- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах в государственные органы надзора и контроля;
- предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Юридические и физические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств непревышение установленных технических нормативов выбросов.